Особенности сертификации зарубежных кранов и подъемников

Особенности сертификации зарубежных кранов и подъемников

Сообщение olasar » Пт янв 09, 2009 7:29 am

В последние годы в связи со строительным бумом во многих районах России и появлением у предприятий средств для проведения реконструкции появилась возможность приобретения у промышленных и строительных предприятий и фирм новой или бывшей в употреблении зарубежной техники, в том числе грузоподъемных кранов и подъемников.

Закупка этих кранов и подъемников связана с определенными сложностями при их оформлении на таможне и регистрации в органах Ростехнадзора. Особенность в том, что для ввоза на территорию России новой грузоподъемной техники на нее требуется "сертификат соответствия", выдаваемый органами бывшего Госстандарта (новое название - Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии - Ростехрегулирование).

Сертификат соответствия выдается, как правило, предприятию-изготовителю по его заявке на единичную машину, партию или на серийное производство машин. В первых случаях сертификат выдается на срок до ввода машины в эксплуатацию или на весь срок службы машины, в случае серийного производства - на срок от года до трех. Сертификат определяет соответствие машины требованиям соответствующих стандартов, в том числе стандартов безопасности труда, и возможность допуска ее на территорию России. Сертификаты на новую технику предъявляются при растаможке машин. На бывшую в эксплуатации вне территории России зарубежную технику представление сертификатов не требуется.

Сертификацию техники осуществляют органы по сертификации, на основании документов, представляемых испытательными лабораториями. При этом для сертификации кранов и подъемников и органы по сертификации и испытательные лаборатории должны быть аттестованы Госстандартом, согласованы с Ростехнадзором и иметь в этой области экспертов не только Госстандарта, но и Ростехнадзора.

По материалам всероссийского журнала о грузоподъемной технике "Все Краны" № 03/03 май 2006
"Особенности сертификации зарубежных кранов и подъемников",
О.А. БАРДЫШЕВ, д.т.н., профессор, директор ЗАО "СТЭК" по экспертной и учебной работе

При получении фирмой-производителем сертификата на серийное производство подается заявка в орган по сертификации, на основании чего его эксперты или эксперты лаборатории производят оценку производства машин, а также их испытание с участием инженеров-испытателей лаборатории.

При оценке производства рассматриваются вопросы:
• проектирования кранов на предприятии,
• подготовка производства и входной контроль,
• подготовка металла, технология и качество раскроя металла и сварочных работ,
• неразрушающий контроль сварных швов,
• организация сборки,
• испытание и контроль качества отдельных узлов, в том числе гидрооборудования,
• применение современных приборов безопасности и устройств управления,
• ведение документации.

На основания изучения этих вопросов испытательной лабораторией оформляется акт, обычно на двух языках, с которым знакомят руководство фирмы-изготовителя.

Испытание техники проводится по программе, которая заранее разрабатывается испытательной лабораторией на основании описания машины, представленного фирмой. В случае, если в заявке указано несколько типоразмеров выпускаемых фирмой серийно машин аналогичной конструкции, проводится по полной программе испытание одного-двух типоразмеров, для остальных испытания могут проводится по сокращенной программе по усмотрению экспертов испытательной лаборатории.

При подаче заявки на партию должны указываться заводские номера машин, которые будут ввозиться в Россию. Оценка производства в этом случае не является обязательной, требуется проведение испытаний головной машины из партии.

Сертификация одиночной машины, выпускаемой серийно для других стран, может проводиться без испытаний по документации, представляемой фирмой-изготовителем. В этом случае фирма должна представить копию сертификата качества по ИСО 9001:2000 и декларацию соответствия на машину. Декларация соответствия устанавливает, что кран изготовлен согласно европейских или других стандартов и соответствует их требованиям. Задача экспертов - установить, насколько реализация этих требований соответствует требованиям стандартов России.


По материалам всероссийского журнала о грузоподъемной технике "Все Краны" № 03/03 май 2006
"Особенности сертификации зарубежных кранов и подъемников",
О.А. БАРДЫШЕВ, д.т.н., профессор, директор ЗАО "СТЭК" по экспертной и учебной работе

В случае изготовления за рубежом по заказам предприятий кранов по индивидуальным проектам (мостовых, в том числе металлургических, портальных, козловых и т.п.), как правило, сертификация производится с выездом на фирму-изготовитель экспертов испытательной лаборатории. Перед этим предварительно проводится экспертиза проекта крана в соответствии с требованиями закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" с целью установления его соответствия требованиям стандартов и правил России.

Сертификат может выписываться и на другую организацию - продавца или посредника при наличии у него доверенности от фирмы-производителя.

Для регистрации зарубежной техники в органах Ростехнадзора требуется "Разрешение на применение", которое выдается центральным аппаратом Ростехнадзора на основании заявления и представления соответствующей технической документации. Порядок выдачи разрешений определен Положением о порядке выдачи разрешений на применение технических устройств на опасных производственных объектах (РД 03-485-02). В качестве заявителя может выступать фирма-изготовитель, дилер или организация, приобретающая кран. Заявление представляется по форме, установленной инструкцией РД 03-10-2004.

В качестве приложения к заявлению представляются документы, показывающие возможность эксплуатации машины на территории России. К их числу относятся паспорт на кран и руководство по эксплуатации на русском языке, сертификат соответствия (на новую технику), результаты испытаний машины и другие документы.

Как правило, представляется также заключение экспертизы промышленной безопасности о возможности применения технического устройства. Для ранее эксплуатировавшихся за рубежом машин это заключение обязательно. Срок получения разрешения на применение при положительном заключении специалистов центрального аппарата Ростехнадзора определен Инструкцией РД 03-10-2004 в два месяца.

Экспертиза промышленной безопасности выполняется экспертными организациями, имеющими соответствующие лицензии и опыт проведения такой экспертизы.

Поскольку эта работа достаточно трудоемкая и предполагает наличие экспертов достаточно высокого уровня, предприятиям целесообразно поручать эту работу экспертным организациям, имеющим опыт работы по экспертизе грузоподъемной техники зарубежного производства. Таких организаций в России насчитывается около полутора десятков от Санкт-Петербурга до Хабаровска. Оптимальный вариант, когда экспертная организация может выполнять всю работу по сертификации и подготовке документов для получения разрешения на применение.

Недостаточные знания европейских и российских стандартов при приобретении зарубежной техники порождают нарушения при ее последующей эксплуатации. Например, в условиях умеренного климата зарубежная техника рассчитана на температуру не ниже -20°С (в России этот показатель вставляет -40°С). Эксплуатация таких кранов в условиях более низких температур может привести к повреждению металлоконструкций. При выборе крана необходимо обращать внимание и на приборы, обеспечивающие безопасную и надежную работу. Не все приборы безопасности, которыми оснащены зарубежные краны, отвечают российским требованиям. Например, в таких приборах может отсутствовать функции координатной защиты и защиты от опасного напряжения.

www.csb-avtokran.ru

olasar

 
Сообщения: 0
Зарегистрирован: Пн сен 13, 2010 2:05 am

Вернуться в Грузовые авто

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6

cron