Выбор сабвуфера 12" до 3300 рублей

Настройка иномарок

Выбор сабвуфера 12" до 3300 рублей

Сообщение oiltech » Сб июн 12, 2010 11:06 am


Supra SBD-30F
Lightning Audio P4.12.4
JVC CS-GW1200
Soundstream XW-12/2
Pioneer TS-W307D2
Power Acoustik PW1-12L
Auditor Rip-300S


В чистом виде эти категории человечество издревле использует, назначая свидания. Даже до повсеместного перехода на цифровые технологии и время, и координаты определялись запросто. Типа: «У кривой пальмы на закате».


Кстати, широкое распространение мобильной связи значимость пространственно-временных координат в изрядной мере редуцирует. Теперь говорят: «В пятницу созвонимся», даже если уже в среду ни у одной из сторон возражений по поводу кривой пальмы не возникает.


Место и время — это те две позиции, которые всегда приходится иметь в виду, задумывая апгрейд аудиосистемы в вашем авто, и в особенности — если пришла очередь установки сабвуфера. Место это понятно — куда ставить. А время в данном случае не координата во временном континууме, а длительность интервала, который придётся посвятить этому мероприятию. Конечно, никогда не бывает лишним учесть ещё один фактор — финансовый. Хотя если «время — деньги», то несложные преобразования дают «деньги — время», что возвращает нас в прежнюю систему переменных.


Впрочем, те сабвуферные головки, о которых пойдёт речь в сегодняшнем тесте, думается, не лягут неподъёмным бременем на ваш бюджет, и работать на них придётся недолго. Если, конечно, вы пока ещё получаете зарплату. Разумеется, всегда можно пойти на размен и сэкономить энное количество времени в обмен на оплату труда специально обученных людей, называемых установщиками. Вот только сдаётся мне, что типичный приобретатель саба ценой где-то 2000 наших родных денежных единиц вряд ли поторопится отдать ещё 3000 (это по минимуму) за изготовление и имплантацию ящика. Тем более если он регулярно читает наш журнал. (А если не читает, то этот материал, как нетрудно сообразить, ему и не адресован.) Тем более что в изначальном случае акустическое оформление — это лишь перегородка, препятствующая выравниванию давления воздуха между двумя объёмами. Всего-то.


Если динамик фри-эйрный, то готовую перегородку можно (и нужно) поискать в салоне авто. А дальше я процитирую мануал, прилагаемый к одному из сегодняшних одноклассников. «Если вам не удалось найти подходящее место в панели багажника, изготовьте ящик по этому чертежу». Что интересно, для работы в trunk panel данная головка как раз и не предназначена, но не суть. А суть в том, что в большинстве случаев перегородку надо делать замкнутую, иначе говоря — ящик. А воздух в объёме ящика существенно изменяет жёсткость подвеса — с точки зрения колеблющейся массы безразлично, вызвано ли упругое сопротивление её перемещению свойствами подвеса, центрирующей шайбы или воздуха в ящике. От присутствия дополнительной упругости изменяется частота резонанса колебательной системы и добротность механического фильтра, и для того, чтобы предсказать, как эти параметры будут меняться, и используются параметры Тиля — Смолла.


Но это азы, и я повторил их лишь для того, чтобы плавно перейти к немного более сложным, но намного более конкретным вещам. На первый взгляд сабвуферные головки разного типоразмера ничем не должны отличаться, кроме чувствительности. Больше площадь диффузора — выше чувствительность. Мы столько раз проходили механизм реализации этой закономерности, что, кажется, и повторять уже нет смысла. Во всяком случае, сейчас. Ровно столько же раз мы говорили и о том, что чем больше площадь диффузора, тем выше максимально достижимое звуковое давление. Конечно, эти «разы» (при всей любви к статистике) я не считал, просто, коль скоро это две стороны одной медали, логично предположить, что и рассматривали мы их в совокупности.


И заметно меньше было у нас поводов поговорить о том, что у сабвуферов каждого типоразмера свой характер. Вот, в предисловии к тесту «восьмёрок» из прошлого номера я, кажется, писал, что головки для монтажа в акустический экран (как только free air не переводят в русскоязычных наставлениях!) чаще всего встречаются среди «десяток», более крупные динамики склонны к излишней басовитости на инфразвуковых частотах. Это во-первых. А во-вторых, из-за довольно низкой частоты резонанса на их частотной характеристике возникает подъём от 100 Гц и вниз, примерно до 60 Гц. Кстати, это общая закономерность, тот же подъём наблюдается и в оформлении других типов (ЗЯ и ФИ), поэтому крупные головки настоятельно требуют выбора пониженной частоты сопряжения с фронтами, когда 80, а когда и 55 Гц. Отсюда становится понятно, что при крупноразмерных сабах нужны и басовитые фронты. Логично, как, впрочем, и подавляющее большинство закономерностей в этом мире.


Получается, что я сам себя перебил. А свой тезис о взаимосвязи «фри-эйрности» и типоразмера я хотел было подтвердить статистикой. Однако получилось так, что во всех последних тестах, включая и сегодняшний, было по одному фри-эйрному участнику, что вроде бы как раз его (тезис) и опровергает: «десяток» в прошлом году было больше, чем «двенашек» нынче. Но нас голыми руками не возьмёшь — просто фри-эйрные сабвуферные головки разбирают быстрее, а мы, наоборот, когда есть выбор, предпочитаем ящичные — поскольку информация по типам оформления для них более актуальна.


Можно сказать, что чем больше калибр сабвуферной головки, тем в меньшей степени она склонна работать с верхним басом (от 80 Гц и выше) и тем больше ей интересен низкий бас и инфразвук. (Здесь невредно лишний раз повторить, что все рассуждения касательно особенностей частотных характеристик относятся к поведению головок в типовом салоне автомобиля, но никак не в условиях свободного поля.) Если помните (а должны бы), при оценке усиления в фазоинверторном оформлении мы всегда строим стандартную АЧХ с максимумом, приходящимся на 35 Гц, и шириной полосы (по -3 дБ) 4/3 октавы. Но в действительности частотная характеристика не получается совсем уж однотипной: границы полосы «эффективно воспроизводимых частот» смещаются в зависимости от типоразмера. К примеру, у одной из «восьмёрок», представленных в тесте прошлого номера, нижняя граница попала на 23 Гц, у остальных — на 26 — 27,5 Гц. С сегодняшними одноклассниками картина такая: у двоих граница по низам составляет 17 — 18 Гц, у оставшихся 21 — 22 Гц. Когда мы доберёмся всё-таки до «пятнашек», вы увидите, что они ещё более расположены к «дозвуковому» басу.


Однако тут есть одна условность. На самом деле от калибра головки зависит типичная величина акустического усиления: больше калибр — выше усиление. А тенденции к смещению нижней частотной границы проявляются, когда мы подгоняем форму АЧХ под заранее оговорённый стандарт (см. выше). Вот смотрите: для большинства восьмидюймовых героев теста прошлого номера настройка порта колебалась в диапазоне 37 — 38,5 Гц, и лишь в одном случае она составила 33 Гц. Для «десяток» типичная частота настройки 33 Гц. Для подавляющего большинства одноклассников из сегодняшней группы ФИ настраивается на частоту 27 — 32 Гц, и лишь у одного из них (предназначенного, кстати, для установки в экран) для достижения «правильной» АЧХ потребовалась настройка на 39 Гц. Это то исключение, которое подтверждает правило: больше калибр — ниже частота настройки трубы фазоинвертора. Кстати, как показывают расчёты, при настройке «фазика» на 30 Гц и ниже точность настройки сильно влияет на форму АЧХ. Возможно, это одна из причин, по которой многие из самодельщиков оказались не удовлетворенными результатами работы с «фазиком». Фактически, даже если параметры Т — С вам известны достаточно точно, изготовления трубы по расчётам бывает недостаточно. Хотя бы потому, что программы расчёта, как правило, врут — но, по счастью, врут в «плюс». Если подходить по-взрослому, трубу приходится несколько раз подрезать, подгоняя измеренную частоту резонанса (по импедансной характеристике) до расчётного значения.


Но, наверное, пора уже от устройства акустического оформления перейти к конструкции головок. Можно в очередной раз констатировать, что качество изготовления недорогих сабвуферов установилось на некотором общепринятом уровне, в сегодняшней группе, в сущности, не нашлось ни одного участника, кто выделялся бы по этому показателю (в ту или иную сторону). Сейчас я обрисую групповой портрет и при описании конструкции того или иного участника буду обращать внимание лишь на те индивидуальные черты, которые его отличают. Корпус, конечно, штампованный, подвес (разумеется) резиновый, а вот ширина его может различаться довольно существенно. В шайбе магнитной системы присутствует кольцевая проточка, спасающая каркас звуковой катушки от повреждения при запредельных смещениях диффузора. (На наличие проточки указывает профильный выступ в центральной части шайбы, которую в этой связи и шайбой-то можно называть лишь в силу привычки.) Высота магнита по «стандарту» 20 мм. Центрирующая шайба плоская, с регулярной формой гофров. Контактные зажимы пружинного типа. Диаметр звуковой катушки два дюйма, или, если угодно, 51 мм. Кстати, для очень близких по своим тепловым резервам двухдюймовых катушек разные изготовители указывают величину номинальной (RMS) мощности от 150 до 400 Вт — в нынешнем сезоне модно писать «350 W». Но мы, как и всегда, рекомендуем ориентироваться на 250 Вт среднеквадратичных (кстати, есть русская аббревиатура СКЗ, которая полностью соответствует нерусской RMS).


Времени у меня совсем не осталось, да и место, отведённое под вводную часть, как раз кончается — такое вот совмещение пространства-времени. Так что переходим к тесту.


МЁД & ДЁГОТЬ


Сильнее всех выступил Pioneer. Этот сабвуфер отличается от остальных «коллег» не только внешне. При нетипично высоком показателе EBP он — единственный, способный (хотя бы в теории) создать в салоне аудиофильски выдержанный бас и к тому же в ЗЯ более чем скромного объёма. Если этого недостаточно для звания «Лидера», то чего же надо, спрашивается? Лишь по одному баллу уступили победителю ещё четверо. Вот их имена: Supra, JVC, Soundstream и Auditor. Состав этой четвёрки необычен. Сюда вошёл самый дорогой из участников и самый доступный. И именно они (Auditor и Supra) продемонстрировали способность обеспечить наиболее ровную АЧХ в рекомендованном оформлении, а значит — потенциально способность к воспроизведению наиболее точного баса. При этом надо отметить: экстренно демократичная Supra — единственная головка в этом тесте, реально оптимизированная для работы во free air. Так что есть все основания этим двоим участникам дать по титулу «Фаворита». Безусловно, заслуживают рекомендаций JVC и Soundstream, у обоих — самые низкие искажения в группе, JVC может работать в компактном по меркам «двенашек» объёме, у Soundstream — похвально высокая реальная чувствительность.

oiltech

 
Сообщения: 0
Зарегистрирован: Пн сен 13, 2010 2:31 am

Вернуться в Авто

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3