Нераздельно, но неслиянно

Грузоперевозки, такси

Нераздельно, но неслиянно

Сообщение resume-maker » Вс июн 20, 2010 6:57 pm

ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО



Во второй половине июля 2007 года в петербургской прессе вновь обсуждался вопрос о возможном объединении Санкт-Петербурга и Ленинградской области в один субъект Федерации. Высказывались в частности соображения о том, что объединительная процедура будет запущена весной 2008 года после выборов президента России. Подобные суждения встретили сдержанно-неодобрительную реакцию областных властей и неопределенную – у полпредства.



Осенью 2007 года очередным импульсом в направлении слияния стал подготовленный петербургскими чиновниками, без ведома их областных коллег, инициативный законопроект о превращении в пригородную зону с особым режимом землепользования прилегающих к городской черте земель Ленинградской области на глубину до 50 километров.



Тема создания из Санкт-Петербурга и Ленинградской области единого субъекта Российской Федерации, безусловно, не новая, но её обсуждение вновь и вновь возобновляется. Вопрос объединения отнюдь не закрыт и, так или иначе, но для него придётся найти определённое решение.



ДЕЛО ПРОШЛОЕ



Обсуждение перспектив новой крупной административно-территориальной единицы Северо-Запада России происходит преимущественно в административно-юридической и социально-политической плоскости. То есть примерно в тех же аспектах, в каких решалась судьба уже существовавшего ранее объединенного региона. Хотя сами слова «регион» и «субъект» тогда были не в ходу. Тогда, то есть в 1918 году, говорили и писали «Северная коммуна».



В Северную коммуну тогда входили советы Петроградской, Вологодской, Псковской, Новгородской, Олонецкой и Архангельской губерний, а с июня 1918 также Северо.-Двинской и Череповецкой губерний. Кстати, регионы Российской Федерации, образованные позднее на месте перечисленных губерний, сегодня составляют ядро Северо-Западного федерального округа. Основной причиной, по которой существование Северной коммуны оказалось очень коротким, принято считать амбиции и сепаратистские настроения среди руководителей объединения, в частности Г. Е. Зиновьева. Однако в ещё большей мере правительство большевиков было обеспокоено реально растущей самостоятельностью региона, в котором сосредоточились крупные промышленные производства Петербурга, лесные богатства Севера, порты и рыболовные промыслы Балтийского, Белого и Баренцева морей, серьезные силы армии и Балтийскиского военно-морского флота.



Впоследствии, практически до начала двадцать первого века, территории нашей страны только дробились, а административные единицы - множились. Чаще – по чисто политическим причинам. Сейчас, хотя и осторожно, избирательно, но процесс запущен в обратном направлении – в направлении укрупнения административно-территориальных единиц. Сформированы Пермский и Камчатский края, расширился за счёт присоединения соседей Красноярский край; Усть-Ордынский Бурятский АО сливается, хотя и не без проблем, с Иркутской областью.



Причём главной целью, которая преследуется при этом, является выравнивание экономической ситуации и уменьшение в стране количества дотационных регионов. В дальнейшем возможно также объединение Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов; Свердловской, Челябинской и Курганской областей. Всего по оценкам экспертов в России должно быть оптимально не более 50-55 субъектов федерации.



QUI PRODEST?



Даже при полном приоритете экономических задач в процессе слияния областей и округов приходится помнить, что в этом сложном процессе сталкиваются и переплетаются множество интересов. Кто-то исходит из старинного принципа «лучше быть первым в деревне, чем вторым – в Риме». А при объединительной перетряске бюрократии он может потерять доходы и влияние. Кто-то напротив рассчитывает благодаря укрупнению субъекта федерации прибавить и в том, и в другом.



И вопрос объединения Санкт-Петербурга с Ленинградской областью это тоже в первую очередь вопрос образования более эффективного работающего территориально-экономического комплекса. При аккуратном учёте социальных и психологических обстоятельств, разумеется – чтобы не навредить той же «экономике».



Итак, экономика. 7 июля на встрече с журналистами губернатор С.-Петербурга заявила, что петербургские специалисты (несомненно, близкие к Смольному), приступили к разработке экономических и социальных обоснований для объединения. Рассмотрим только одно направление – функционирование транспортно-логистического комплекса. Ведущим элементом этого комплекса являются морские порты в российской части Финского залива. Кроме Петербурга, остальные порты находятся на территории Ленинградской области.



Область закономерно гордится тем, что в последние годы вступили в строй новые морские порты в Приморске, Высоцке и Усть-Луге. Их деятельность является результатом процесса специализации портов региона – это на 99,6% (янв.-май 2007 г.) экспортная отправка наливных и навалочных сырьевых грузов (табл.). Только для Усть-Луги запланировано развитие в качестве универсального порта, который будет обрабатывать как навалочные, так и наливные и генеральные грузы. Так на недавно запущенном универсальном перегрузочном комплексе этого порта планируется обрабатывать металлы, стройматериалы, железорудный окатыш.



Переработка грузов в портах Ленинградской области в январе-мае 2007 года(данные официального сайта администрации Ленинградской области), тыс. тонн



Грузы по видам:



Нефть



Приморск - 30 700, Высоцк – 4 359,2



Уголь



Высоцк –1681,9; Усть-Луга - 2214,5



Лес



Усть-Луга - 150,6, Выборг - 93,9



Химические грузы



Выборг - 123,8



ВСЕГО грузов:



Приморск - 30 700,0; Высоцк - 6 041,1; Усть-Луга - 2 369,4; Выборг - 375,5



Расположенные на берегах Финского залива порты Ленинградской области показали за первое полугодие 2007 года очень большой - в разы - прирост объёмов грузопереработки. Но это не значит, что они «отобрали» грузы у С.-Петербурга. Просто происходит перераспределение грузов. Питерский порт также действует в направлении специализации, но на более дорогих и более «чистых» грузах – контейнерах, металлах, скоропортящихся грузах, а также на перевозках «ро-ро». Так, за первые 4 месяца 2007 года контейнерооборот крупнейших операторов, действующие в Большом порту Петербурга, превысил 5 млн. тонн.



Всё это значит, что уже сейчас российские порты в восточной части Финского залива, хотя и относятся формально к разным субъектам Федерации, но функционируют как части единого целого – разветвлённого регионального транспортного комплекса, решающего общероссийские задачи.



ПОДАЛЬШЕ ПОЛОЖИШЬ, ПОБЛИЖЕ ВОЗЬМЁШЬ



Петебургские власти демонстрируют понимание этого обстоятельства. В интервью для ИА «Port news» председатель Комитета по транспортно-транзитной политике Санкт-Петербурга Н. А. Асаул, сказал, что у Петербурга есть конкуренция в области логистики с сопредельными странами, но никак не с Ленинградской областью. «С Ленинградской областью мы, можно сказать, территориально почти едины. Как мы можем конкурировать?», - отметил Н. А. Асаул.



По оптимистической оценке ЛенМорНИИПроекта к 2025 году грузооборот петербургского портового комплекса достигнет 116 млн. тонн. А сейчас один лишь грузопоток на российско-финском участке границы в Ленинградской области составляет 14,4 млн. тонн.



Сухопутная часть петербургского транспортного узла включает в себя проходящие по территории Ленинградской области грузовые коридоры в направлении на Финляндию и в Прибалтику. При этом на терминально-складской комплекс С.-Петербурга ложится нагрузка по обработке внешнеторговых потоков грузов, следующих и через Большой порт С.-Петербург, и через пограничные пункты Ленинградской области.



Через Петербург сейчас направляются большие объёмы транзитных грузов. Но проводить для этих грузовых партий таможенное оформление и выполнять терминально-складское обслуживание можно и в нашем регионе. И получать тем самым дополнительные доходы в бюджет. К 2010 году только для переработки грузов в контейнерах потребуется около 230 га складских площадей. И их ещё надо где-то найти.



Приходится считаться с тем, что давно существующие складские объекты, входящие в систему железнодорожной инфраструктуры, объекты, относящиеся к бывшей советской распределительной системе или располагащиеся на территории бывших промышленных объектов оказываются глубоко внутри городской застройки Санкт-Петербурга. А это весьма ухудшает их транспортную доступность и затрудняет эксплуатацию.



Естественным направлением для развития складской недвижимости петербургского транспортного узла становится размещение логистических терминалов на прилежащих к городу территориях Ленинградской области. Уже сейчас крупные складские зоны формируются на самых окраинах Петербурга и ориентируются на основные транспортные направления.



Из новых складских мощностей мощностей, которые заявлены в С.-Петербурге к вводу в 2006-2008 годах 44% приходится на промзону в Шушарах, ориентированной на московское направление. Только на пять крупных проектов в этой зоне приходится 210 тыс. м? складских площадей класса «А». Ещё 16,5% площадей (79 тыс. м? крытых складов) обеспечат проекты на финляндском направлении - в промзоне «Парнас». Зона «Предпортовая» должна создавать условия для успешного функционирования морского порта. На неё приходится 58 тыс. м? или 12% строящихся мощностей.



Если говорить непосредственно о землях Ленинградской области, то формирование петербургского транспортного-логистического комплекса охватывает большую часть территорий Ломоносовского и Гатчинского районов, город Сосновый Бор, значительную часть территорий Тосненского и Кировского районов, почти весь Всеволожский район и даже юг Выборгского и Приозерского районов. По оценкам Colliers International, 57% действующих петербургских складов классов А и В расположены в черте города и 43% - за пределами КАД. То есть, фактически уже в области.



Именно на перечисленных территориях Ленинградской области и в упомянутой акватории Финского залива происходит взаимоувязанное перераспределение и обработка транспортных потоков, подходящих к Санкт-Петербургу. Пространственное положение и уровень развития транспортных подходов, терминалов и терминальных комплексов на территории области оказывает существенное влияние на развитие транспортной сети Санкт-Петербурга.



Кроме того, это территории резерва для выноса отдельных объектов транспортной инфраструктуры за пределы города, для последующего строительства новых объектов терминально-складской инфраструктуры, важных для Санкт-Петербурга.



Таким образом, транспортно-логистический комплекс Санкт-Петербурга складывается из объектов транспортной и терминально-складской инфраструктуры, расположенные на территориях двух субъектов РФ. Они принадлежат разным собственникам, и выполняют разные функции, но объединяются в целостную сетевую конструкциею с высокой степенью сопряжения составляющих её элементов.



С точки зрения более эффективного управления всем транспортно-логистическим комплексом петербургского транспортного узла было бы лучше, чтобы этот узел расположился на территории одно административно-территориальной единицы страны.

resume-maker

 
Сообщения: 0
Зарегистрирован: Пн сен 13, 2010 2:44 am

Вернуться в Транспортные услуги

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

cron