Система охлаждения современного автомобиля состоит их нескольких основных элементов:
- Рубашка охлаждения блока цилиндров, представляющая собой полости в стенках вокруг камер сгорания;
- Радиатор;
- Расширительный бачок;
- Насос;
- Термостат;
- Вентилятор, расположенный перед радиатором;
- Термодатчик;
- Соединительные трубки(шланги);
- Антифриз.
Функция системы охлаждения - поддерживать оптимальную для работы двигателя температуру в различных условиях. Это достигается следующим образом.
Циркуляция антифриза в системе обеспечивается жидкостным насосом и может происходить по малому или большому кругу. Малый круг включает рубашку охлаждения блока цилиндров, термостат и насос. По такому пути, минуя радиатор, циркулирует антифриз после запуска холодного двигателя до набора рабочей температуры.
Температура, выделяющаяся при сгорании бензина, поглощается антифризом в момент прохождения им рубашки охлаждения блока цилиндров. Благодаря сохранению собственного тепла двигатель быстрее прогревается.
Когда достигается оптимальная температура, на это реагирует термостат. Основной клапан термостата открывается, и жидкость проводится по большому кругу. К элементам малого круга теперь добавляется радиатор и термодатчик.
В радиаторе происходит теплообмен между жидкостью и воздухом. После чего охлаждённая жидкость продолжает движение к водяному насосу. Если температура поднимается слишком сильно, то срабатывает термодатчик, подключая к процессу вентилятор. Вентилятор нагнетает атмосферный воздух через сердцевину радиатора, от этого повышается интенсивность теплообмена.
В зависимости от режима работы двигателя температура охлаждающей жидкости постоянно изменяется, а следовательно меняется и её объём. Образовавшиеся излишки антифриза выходят в расширительный бачок, а лишнее давление паров стравливается через клапанную крышку бачка. При охлаждении происходит обратный процесс, и в бачок попадает воздух из атмосферы. Через расширительный бачок также поизводится заливание антифриза в систему.
Каждый элемент системы играет важную роль.
а "выбывание" хотя бы одного из звеньев этой цепочки, если сразу не устранить неполадки, может привести либо к отказу системы целиком в лучшем случае, либо к перегреву двигателя со всеми вытекающими последствиями.
Источник: "Vito-Service" - ремонт радиаторов и бамперов, автосервис в Москве